Посольство Республики Узбекистан
в Венгрии
  • Русский
    • O'zbekcha
    • Русский
    • English
  • Переключить Поиск
  • Переключить Полный экран
  • Главная
  • Новости
    • Новости Узбекистана

Ключевая роль Узбекистана в развитии железнодорожной связности ШОС



Ведущие инициативы Узбекистана в железнодорожных проектах ШОС

 

В преддверии очередного саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) особую актуальность приобретает вопрос развития устойчивой транспортной инфраструктуры в регионе. Сегодня транспортные коридоры – это не просто логистические маршруты, а стратегические артерии, по которым движется не только груз, но и взаимное доверие, экономическое партнёрство и региональная стабильность.

На каждом саммите ШОС вопросам транспортно-коммуникационного взаимодействия традиционно уделяется приоритетное внимание. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, выступая на предыдущем 24-м саммите ШОС в Астане, особо подчеркнул необходимость формирования целостной и взаимосвязанной транспортно-транзитной системы для укрепления межрегиональных связей.

В условиях усиливающейся геополитической нестабильности в Красном море и в Восточной Европе, необходимость создания альтернативных, надёжных сухопутных маршрутов по направлениям «Европа – Китай» и «Европа – Южная Азия» через Центральную Азию выходит на первый план.

В этом контексте важной задачей становится не только развитие инфраструктуры, но и согласование транспортно-логистических инициатив с другими международными и региональными структурами, такими как Организацией экономического сотрудничества (ОЭС), Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другими. Такая координация позволяет выстраивать эффективные, сопряжённые маршруты, открывающие новые возможности для стран ШОС и партнёрских государств.

Как неоднократно подчёркивал глава нашего государства, реализация совместных транспортных проектов будет способствовать экономической интеграции, расширению торговых связей и укреплению позиций региона в глобальной транспортной системе.

Отдельное место в этих усилиях занимает развитие железнодорожной инфраструктуры. С момента своего создания ШОС неизменно уделяет первостепенное внимание развитию транспортного сектора, особенно железнодорожного. Это особое внимание сделало железнодорожный транспорт ключевым фактором укрепления экономических отношений между государствами-членами, стимулирования роста торговли и развития туризма. Взаимосвязанная транспортная сеть играет важнейшую роль в укреплении экономической интеграции в регионе и повышении конкурентоспособности стран-членов.

В настоящее время общая протяжённость железнодорожной сети стран ШОС составляет 348,3 тыс. км, из них электрифицированных более 60% (210,2 тыс. км). Годовой объём перевозимых по этой сети грузов составляет около 8,2 млрд тонн, грузооборот – 7,5 трлн тонно-километров, пассажирооборот – почти 1 424 млрд пассажиро-километров.

Для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, железная дорога – основной и наиболее устойчивый вид транспорта. Сегодня на её долю приходится более 80% всех грузовых и пассажирских перевозок в регионе. Учитывая географическое положение, климатическую устойчивость и высокую энергоэффективность, железнодорожный транспорт остаётся ключевым инструментом интеграции региона в мировые торгово-транспортные цепочки.

Среди стран ближнего зарубежья большая часть торгового оборота Узбекистана приходится на Китай, Россию и Казахстан. Совокупная доля товарооборота с этими странами составила около 40 % по итогам первой половины 2025 года: Китай - 18,2 %, Россия – 16,1 %, Казахстан – 5,9 %. Далее следует Турция с долей 3,6% и Республика Корея – 2,2%.

Россия и Казахстан сохраняют статус ведущих торговых партнёров Узбекистана. Высокая доля этих стран в торговле с Узбекистаном обусловлена историческими связями, географической близостью, а также устойчивыми транспортно-коммуникационными связями.

Это, в свою очередь, обуславливает ведущую роль стран ШОС во внешнеторговом сотрудничестве Узбекистана среди международных и региональных структур.

В связи с вышесказанным Узбекистан активно диверсифицирует маршруты в направлении Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Узбекистан сотрудничает с зарубежными партнерами по реализации стратегических железнодорожных проектов. Эти проекты не только усиливают транзитный потенциал страны, но и подчеркивают её роль как логистического хаба Центральной Азии.

В контексте ведущих инициатив Узбекистана в железнодорожных проектах ШОС особое значение приобретают стратегические проекты по строительству новых магистралей: «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Узбекистан – Афганистан – Пакистан».

Отрадно отметить, что в апреле 2025 года в Кыргызстане началось полномасштабное строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», около 40% которой пройдёт по тоннелям и мостам – это один из самых технически сложных проектов в регионе.

Касательно проекта «Узбекистан – Афганистан – Пакистан» - совместно с коллегами из Афганистана и Пакистана, подписано трехстороннее рамочное соглашение о разработке полноценного ТЭО проекта, который имеет стратегическое значение для всей Евразии.

Железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» играет ключевую роль в транспортной системе ШОС, поскольку:

- для Китая создаёт кратчайший сухопутный маршрут в Центральную Азию и Европу, снижая нагрузку на перегруженные направления;

- Кыргызстан получает прямой выход на международные магистрали и превращается в транзитный узел;

- Узбекистану открывается альтернативный маршрут к китайскому рынку и доступ к Европе и Южной Азии через Афганистан и Пакистан;

- для других стран ШОС сокращается путь почти на 1000 км, снижая издержки на 30–40% и ускоряя логистику.

Останавливаясь на проблемах интеграции в рамках ШОС, необходимо отметить ряд ключевых ограничений, препятствующих полноценному развитию железнодорожного сообщения между странами региона.

Во-первых, на сегодняшний день железные дороги стран ШОС остаются фрагментированными и не соединены в единую сеть. Существуют сухопутные маршруты из Китая в Европу, проходящие через инфраструктуру Казахстана и России, а также альтернативные направления с использованием мультимодальных перевозок через Азербайджан, Грузию, Турцию и Каспийское море (с задействованием железнодорожного и автомобильного транспорта).

Однако в рамках региона ШОС отсутствуют полноценные железнодорожные соединения между странами Европейского Союза и Южной Азии, в частности, с Пакистаном и Индией. Это существенным образом ограничивает развитие взаимной торговли и тормозит экономическую интеграцию между одними из крупнейших экономик Евразии.

Во-вторых, при формировании международных транспортных коридоров в рамках ШОС сохраняются проблемы, связанные с несогласованностью нормативно-правовых баз стран-участниц. Среди ключевых барьеров – отсутствие унифицированных стандартов перевозочных документов на железнодорожном транспорте, а также значительные технические различия, включая различную ширину железнодорожной колеи и несовпадение габаритов подвижного состава.

Следует отметить, что для решения вышеуказанных проблем, а также в целях практической реализации инициатив Президента Республики Узбекистан, озвученных на саммитах ШОС, в частности, по обеспечению глубокой интеграции стран-участниц в глобальные производственные цепочки и ускоренному внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта, Узбекистан реализует комплекс мероприятий, направленных на усиление роли и статуса железнодорожных организаций в рамках ШОС.

Так, национальная железнодорожная компания Узбекистана ведёт активную совместную работу с партнёрами – железнодорожными администрациями стран ШОС по преобразованию действующей платформы «Встреча руководителей железных дорог государств – участников ШОС» в «Совет по интеграции железнодорожных пространств стран ШОС».

В рамках данной инициативы предпринимаются практические шаги по формированию новых и развитию существующих сухопутных транспортных коридоров, охватывающих весь евразийский регион.

Речь идёт, в частности, о таких стратегически важных маршрутах, как: «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа», «Страны СНГ – Узбекистан – Афганистан – Пакистан» с выходом к портам Индийского океана.

Планируется, что штаб-квартира Дирекции Совета будет расположена в Ташкенте. При ней также предполагается создание Международного центра цифрового транспортного обслуживания, который станет важным элементом цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры на пространстве ШОС.

Все вышеуказанные инициативы безусловно укрепят транспортно-логистический потенциал региона, развивая торговлю между странами Европы, СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии.

В этих целях Узбекистан активно развивает внутреннюю транспортную инфраструктуру: продолжается электрификация железных дорог, обновляется парк подвижного состава, расширяется сеть высокоскоростных магистралей, в частности ведутся работы по разработке ТЭО отдельной высокоскоростной линии Ташкент – Самарканд.  До конца текущего года ожидается поступление шести современных высокоскоростных поездов Hyundai Rotem для скоростного маршрута «Ташкент-Хива», продолжается развитие придорожной и логистической инфраструктуры.

В преддверии очередного саммита ШОС Узбекистан вновь демонстрирует готовность к формированию устойчивой, взаимосвязанной и открытой транспортной системы, ориентированной на долгосрочное и взаимовыгодное развитие всего региона.

 

Дилдора Ибрагимова,

начальник Управления Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта РУз 

Zugligeti út 14, 1121, Budapest.
Телефон: +3619513883
E-mail: hu.uzembassy@mfa.uz

Мы в соцмедиа:
Консульский отдел:
Адрес: Zugligeti út 14, 1121, Budapest.
Телефон: +36304362636

Телефон доверия:
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан: +998 71 233-28-28