НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В новом Узбекистане осуществляются масштабные и интенсивные реформы по формированию свободного и сильного гражданского общества.
На 2017–2024 гг. принято 64 нормативных правовых акта, направленных на непосредственную поддержку и повышение эффективности институтов гражданского общества, создана необходимая правовая и институциональная база для их всестороннего обеспечения.
В этой связи Президент особо отметил, что «в центре нашего внимания будет находиться создание необходимых условий для свободной деятельности институтов гражданского общества, их активного участия в общественном и государственном управлении, дальнейшее совершенствование механизмов их государственной поддержки».
Новый Узбекистан и гражданское общество:
конституционно-правовые и организационные основы
В целях совершенствования деятельности институтов гражданского общества был проведен ряд эффективных конкретных следующих работ.
Во-первых в Конституции Республики Узбекистан в новой редакции была введена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества, глава XIII которой получила название «Институты гражданского общества». В частности, в статье 69 закреплено, что «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества».
Самое главное, что в Конституции в новой редакции впервые в нашем национальном законодательстве раскрыт состав институтов гражданского общества. Было укреплено становление этих институтов в качестве основы гражданского общества. Кроме того, 5 статей других глав Конституции Республики Узбекистан защищают интересы институтов гражданского общества.
Во-вторых, впервые в истории Узбекистана была принята концепция развития гражданского общества на 2021–2025 годы. Для достижение основных приоритетов концепции определено:
- последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества;
- содействие институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки;
- создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в управлении государством и обществом;
- дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов;
- обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.
В-третьих, была создана демократическая организационно-правовая система поддержки институтов гражданского общества. В частности, при Олий Мажлисе и местных Кенгашах народных депутатов были созданы Общественные фонды. Общественный фонд при Олий Мажлисе за последние семь лет выделил 1 трлн. 916 млрд. сумов. В результате было поддержано 2 246 проектов. В 30 раз больше, чем в 2008–2016 годах. В последующие 3 года через территориальные фонды было реализовано 2120 проектов на сумму 140 миллиардов сумов.
В-четвертых, в целях защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями, усиления их социальной защиты Общество инвалидов Узбекистана, Общество глухих, Общество слепых, Ассоциация инвалидов Узбекистана, около 500 системных организаций пользуются государственными субсидиями в полном объеме.
В-пятых, в рамках мер государственной поддержки институтов гражданского общества в каждом регионе были созданы «Дома дружбы и ННО». В этих домах бесплатно разместились 350 ННО и национальных культурных центров.
В-шестых, регистрационные сборы ННО были снижены в среднем вдвое. Инвалиды, старшое поколения, женщины, дети и общественные объединения были полностью освобождены от уплаты пошлины. Срок перерегистрации сокращен с одного месяца до 15 дней.
В-седьмых, было отменено требование ННО получать разрешение органа юстиции при проведении своих мероприятий, и их свобода деятельности была еще более усилена.
В-восьмых, упрощен процесс получения финансирования из внешних источников. Требование открыть специальный счет отменено. Срок рассмотрения заявок на получение средств сократился с 40 до 15 дней. Кроме того, в 5 раз увеличена сумма средств, получаемых без согласования с органом юстиции. В результате за последние 7 лет привлеченные международные гранты превысили 125 млн. долларов.
В-девятых, все государственные услуги ННО оказываются в электронном виде. Отдельно для этого был запущен портал e-ngo.uz.
В-десятых, институты гражданского общества стали непосредственными участниками и ближайшими партнерами масштабных и интенсивных реформ в Новом Узбекистане. Наиболее активными негосударственными некоммерческими организациями принимают непосредственное участие общественный фонд «Ватандошлар», ассоциация «Хунарманд», фонд «Соғлом авлод учун», Всемирная молодежная ассоциация Узбекистана, Общество инвалидов Узбекистана, Центр прогрессивных реформ, ассоциация махаллей Узбекистана, Центр «Стратегия развития», общенациональное движение «Юксалиш».
Перспективы гражданского общества Нового Узбекистана
Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-124 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества», подписанный 26 августа 2024 года, является продолжением вышеуказанных реформ, предусматривающих создание системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципе прозрачной и здоровой конкуренции, а также направлено на создание дополнительных условий для повышения эффективности социально эффективных программ.
Указом определены шесть наиболее важных направлений государственной поддержки отрасли, которые способствуют повышению роли институтов гражданского общества на современном этапе развития нового Узбекистана:
первое направление – дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества, полноценное использование их потенциала в развитии социально-экономической, культурно-духовной и гуманитарной сфер;
второе направление – оказание содействия реализации инициатив, нацеленных на интересы общества и реальные потребности населения, а также направленных на решение актуальных проблем, сохраняющихся на местах;
третье направление – дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;
четвертое направление – стимулирование осуществления институтами гражданского общества действенного общественного контроля на пути содействия развитию всех сфер жизни государства и общества;
пятое направление – налаживание связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их зарубежными ассоциациями;
шестое направление – укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание им благоприятных организационно-правовых условий для осуществления деятельности.
Указом установлены следующие стимулы и удобства для институтов гражданского общества:
Во-первых, при Парламенте создается Общественный фонд поддержки институтов гражданского общества и его территориальные подразделения.
Теперь парламентскую комиссию по управлению Фондом в порядке очередности будут председательствовать представители Сената и Законодательной палаты. Это повышает эффективность управления Фондом.
Во-вторых, при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных кенгашах будет налажена деятельность «консультативных групп, состоящих из числа представителей институтов гражданского общества».
В-третьих, государственным органам было предоставлено право без конкурса финансировать проекты инициативного социального партнерства институтов гражданского общества до 1000 кратной базовой расчетной суммы.
В-четвертых, в целях расширения участия граждан в управлении государством и обществом Общественные советы при государственных органах переходят под председательство представителя института гражданского общества.
В-пятых, учитывая социальную значимость государственных грантов и проектов социального заказа, ставки подоходного налога и социального налога в рамках таких проектов были снижены на 50% сроком на 3 года. Сэкономленные средства будут направлены на цели проекта и послужат повышению его эффективности.
В-шестых, для дальнейшего облегчения создания организаций инвалидов, ветеранов, женщин и детей с 1 января 2025 года государственная пошлина за регистрацию таких организаций снижена в 2 раза.
В-седьмых, ежегодно в первую неделю декабря проводится «неделя гражданского общества». В его рамках представители отрасли будут награждены парламентской комиссией нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун» («За вклад в развитие гражданского общества»).
В-восьмых, будет учреждена национальная премия «Фуқаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»), которая будет присуждаться каждые два года парламентским Фондом.
В-девятых, в международном конкурсе за национальную премию «Олтин қалам», традиционно проводимом каждый год среди журналистов будет организована номинация в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества.
Единая электронная платформа
институтов гражданского общества
Во исполнение указа была запущена единая электронная платформа институтов гражданского общества, призванная обеспечить прозрачность всех процессов, связанных с выделением государственных субсидий, грантов и социальных заказов институтам гражданского общества.
Запуск единой электронной платформы дает следующие результаты:
Первый результат – непосредственное участие институтов гражданского общества и широкой общественности в формировании направлений конкурсов, проводимых Фондом при Олий Мажлисе.
Второй результат заключается в том, что все этапы конкурсов, в том числе от подачи заявки до объявления результата конкурса, оцифровываются, а человеческий фактор сводится к минимуму.
Третий результат – институты гражданского общества будут свободны от излишней бумажной волокиты.
Четвертый результат – мониторинг, заключение договора, сдача отчета осуществляется в электронном виде.
Пятый результат – социальный заказ государственных органов формируется в электронном виде.
Как отметил Президент Узбекистана, «Сегодня в Новом Узбекистане последовательно продолжаются масштабные реформы. Обеспечение интересов человека, его чести и достоинства определено важнейшей целью и занимает центральное место в нашей политике. Суть нашей Стратегии развития – верховенство закона и развитие человеческого капитала, построение справедливого и сильного гражданского общества».
Самое главное, что Указ открывает новые возможности для непосредственного участия граждан и институтов гражданского общества в управлении государством и обществом. В частности, он создает организационно-правовые условия для практического развития института социального партнерства, повышает эффективность осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов.
В связи с этим не будет преувеличением сказать, что следующие мысли главы нашего государства стали требованием времени: «Сегодня в Новом Узбекистане последовательно продолжаются масштабные реформы. Обеспечение интересов человека, его чести и достоинства определено важнейшей целью и занимает центральное место в нашей политике. Суть нашей Стратегии развития – верховенство закона и развитие человеческого капитала, построение справедливого и сильного гражданского общества. Мы поставили перед собой большие задачи, в частности, по обеспечению в ближайшем будущем инклюзивного и устойчивого экономического роста, сокращению вдвое бедности в стране».
Акмал Саидов,
Первый заместитель Спикера
Законодательной палаты Олий Мажлиса,
академик